Качество региональных законов становится выше

© Пресс-служба Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области

Обложка новости

11 декабря в Санкт-Петербурге состоялась VI Всероссийская научно-практическая конференция «ОРВ: как изменить закон, опыт и практики». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Александр Габитов, Президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области, выступившего партнером конференции.

В конференции приняли участие представители Министерства экономического развития России, Правительства Ленинградской области, Законодательного собрания Ленинградской области, Всемирного банка в России, СЗИУ РАНХиГС, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области и других организаций.

В ходе дискуссии заместитель министра экономического развития России Савва Шипов подвел итоги рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия. По его словам, лидирующие позиции заняли Краснодарский край, Ульяновская область и Республика Башкортостан. В Северо-Западном федеральном округе суммарно подготовлено более 500 заключений ОРВ, в органах местного самоуправления — около 700. В этом году ведущее место в округе принадлежит Ленинградской области.

«Ленинградская область наравне с республикой Коми, Архангельской и Вологодской областями проводит оценку воздействия на инициативы законодательного уровня. С 2016 года здесь на систематической основе составляется рейтинг качества ОРВ, экспертизы органов местного самоуправления. Более того, все муниципальные районы Ленинградской области подписали соглашение о взаимодействии с общественными организациями», — заявил заместитель министра.

Савва Шипов отметил, что в целом этап внедрения и становления ОРВ в регионах успешно пройден, и в дальнейшем рейтинги будут формироваться по иной методике.

Заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов уверен, что за время своего существования оценка регулирующего воздействия стала институтом учета реальных интересов.

«За шесть лет эта процедура стала привычной и результативной. Меньше стало отрицательных заключений на нормативно-правовые акты, органы власти подключают бизнес к процессу формирования нормативных актов, это позволяет избежать жесткой критики. Бизнес-сообщество также стало активнее участвовать в этом процессе», — рассказал Дмитрий Ялов.

Руководитель рабочей группы Илья Матвеев представил результаты исследования «Доказательная политика в сложных условиях», проведенного работниками факультета международных отношений и политических исследований и научно-исследовательской лаборатории прикладного политического анализа, а также группой студентов в формате think tank.

Он отметил, что подобное исследование в России было проведено впервые — основной массив данных составили интервью с участниками процесса и «включенное наблюдение» на круглых столах по ОРВ, лучшие мировые практики, а также анализ более семисот состоявшихся оценок регулирующего воздействия за последние три года в Ленинградской области и других регионах-лидерах.

«Мы обнаружили 150 региональных и 301 муниципальных нормативно-правовых актов, прошедших процедуру оценки воздействия. При этом очень высокая доля учтенных при проведении оценке замечаний — 81% для региональных и 67% для муниципальных актов. Проанализировав судьбу законодательных инициатив, которые получили отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия, мы выяснили, что замечания были учтены, а документы серьезно переработаны», — подчеркнул Илья Матвеев

Отдельно он остановился на достижениях Ленинградской области. По его словам, благодаря процедуре ОРВ качество законов в регионе растет. Вместе с тем, как отметил Илья Матвеев, российские органы власти в целом в своей практической деятельности продолжают сталкиваться с рядом проблем. Среди них — высокая административная сложность и трудозатратность процедуры оценки регулирующего воздействия, недостаток информации, позволяющей провести полноценный анализ преимуществ и издержек, а также необходимость обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон.

Кроме того, аналитиками СЗИУ РАНХиГС были сформулированы рекомендации по совершенствованию процесса. В частности, предлагается ограничение количества нормативно-правовых актов, которые подвергаются процедуре ОРВ, для снижения нагрузки на уполномоченный орган регионального уровня и повышения качества ОРВ в целом, а также пересмотр обязательного характера проведения ОРВ на муниципальном уровне.

Дискуссия продолжилась в рамках форсайт сессии. В дальнейшем результаты исследования, проведенного командой ученых Северо-Западного института управления, будут использованы Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.

Добавим, научно-практическая конференция «ОРВ: как изменить закон, опыт и практики» проводится в Санкт-Петербурге в шестой раз. Организаторами мероприятия выступают Петербургский кампус Президентской Академии при поддержке Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.



Справка:

Внедрение процедур оценки регулирующего воздействия в регионах проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года. Речь идет об оценке воздействия всех подготавливаемых нормативных правовых актах региона на инвестиционную и предпринимательскую деятельность.

Поделитесь