Как обеспечить финансирование цифрового развития российского бизнеса обсудили 11 июля 2018 года на расширенном заседании Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке при участии Фонда развития промышленности и других институтов.
Во встрече экспертов принял участие Александр Габитов, Президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области.
Модератор заседания, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин подчеркнул актуальность обсуждаемой темы. Цифровизация — одна из самых насущных и актуальных задач для бизнеса, и Комитет РСПП активно включается в решение вопросов финансирования цифровизации.
Александр Шохин, Президент РСПП, обозначил суть непростой задачи цифровизации для российской экономики. Это вопрос конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и целых отраслей промышленности. Данная задача может быть решена только при активном сотрудничестве власти, бизнеса и международных организаций. «Большинство российских компаний уже тем или иным образом вовлечены в процесс цифровизации. По предварительной оценке, надо найти 1 триллион для перевода экономики на цифровые рельсы», — сказал Александр Шохин.
Сложности руководители многих предприятий видят как в отсутствии специалистов, так и в нехватке финансирования.
Хорошая новость в том, что в России есть ряд институтов развития, которые готовы активно помогать компаниям во внедрении новых технологий.
О базовых принципах работы Фонда развития промышленности и актуальных программах финансирования рассказал его директор Роман Петруца: «В настоящее время готова новая программа финансирования, направленная на цифровизацию экономики. Уже утвержден стандарт и подготовлены все нормативные документы.
Новая программа направлена на поддержку компаний, которые задумались о повышении эффективности своих производств путем цифровизации. В программе предусмотрены займы от 20 до 500 миллионов рублей на пять лет со ставкой 1 или 5% годовых. Это зависит от ключевого партнера производства: если это российский интегратор, то ставка будет 1%, если зарубежный — 5%».
Большой интерес в зале вызвал рассказ Натальи Парменовой, председателя Комитета по цифровым технологиям Российско-Германской ВТП о выводе продуктов российской ИТ-компании на международный рынок.
«Компания „АСУпроект“ (OIS) — не очень большая, но интеллектуальная компания из Нижневартовска. Они разрабатывают решения для управления всем циклом нефтедобычи. Мы посмотрели на портфель их решений и выбрали наиболее конкурентоспособные. Они прошли через нашу глобальную машину сертификации и одно решение уже оказалось в нашем международном прайс-листе. У них сейчас начат цикл продаж в Африке и Ближнем Востоке», — рассказала эксперт.
По ее мнению, у многих российских компаний есть уникальные конкурентоспособные ИТ-решения, но недостаточно компетенций для вывода продукта на международный рынок.
«Мы успешно взаимодействуем с зарубежными коллегами и готовы обобщить опыт взаимодействия с зарубежными торгово-промышленными палатами. Сотрудничество с РСПП полезно тем, что мы создали Совет по развитию цифровой экономики, который подготовил предложения в данной сфере. Нам пора объединить усилия», — предложил собравшимся Дмитрий Курочкин, вице-президент ТПП РФ.
Директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Констанин Зубанов отметил, что в настоящее время ИТ-компаниям сложно получить банковское финансирование. В итоге они получаются инвестиции либо от акционеров, либо от фондов. Когда компания уже зарекомендовала себя на российском рынке, она может обратиться в фонд, который поможет ей выйти на международные рынки. Фонд так же активно помогает развивать проекты цифровизации, такие как телемедицина.
Своим видением происходящих процессов в сфере цифровизации поделился Дмитрий Твардовский, генеральный директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ФЦПФ) группы Внешэкономбанка: «В соответствии с произошедшими изменениями в законодательстве проекты в сфере цифрового развития стали самостоятельной отраслью для инвестирования на условиях государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать проекты „умного города“, телемедицины, взимания платы на платных автодорогах, развития государственных информационных систем, центров обработки данных, принадлежащих органам власти сайтов с привлечением внебюджетных инвестиций и государственной поддержкой. ФЦПФ уже рассматривает такие проектные инициативы для инвестиций в их подготовку и организации долгового финансирования».
Вадим Куликов, первый заместитель генерального директора Агентства по технологическому развитию, остановился на двух необходимых инструментах цифровой трансформации. Первый — правильно заданные технологические «коридоры», то есть стандарты, которые задают рамки для цифровизации. Второй — технологический комплаенс. Он предложил сформировать экспертный совет для развития этих двух инструментов.
55% российских предприятий тратят на цифровизацию менее 1% своего бюджета, рассказал Алексей Ананьин, президент группы компаний «Борлас». Он считает, что для российской промышленности принципиально важным является изменение бизнес-модели в соответствии с принципами парадигмы «Индустрия 4.0» и внедрение PLM-систем. Один из результатов внедрения — производительность труда конструкторов и технологов повышается в два раза. Средний бюджет проекта примерно 300 млн рублей, срок окупаемости — от 1 до 4 лет.
Александр Шохин, резюмируя итоги заседания, подчеркнул, что «сегодняшнее обсуждение — начало разговора, которое мы будем вести далее на разных площадках».